Как получить нужную лицензию для участия в торгах — пошагово и без лишнего | ЭТП «Торги223»
Блог

Как получить нужную лицензию для участия в торгах — пошагово и без лишнего

Иногда для того чтобы принять участи в закупке, поставщику нужно иметь лицензию на осуществление определенного вида деятельности. Например, на производство медицинских препаратов, поставку алкоголя или на оказание услуг связи. Список видов деятельности, подлежащий лицензированию достаточно большой, и найти его можно в статье 12 Федерального закона ФЗ-99 “О лицензировании отдельных видов деятельности”. Заказчик имеет право, а иногда, даже обязан включить в документацию о закупке требование предоставить лицензию, если она требуется для надлежащего исполнения контракта поставщиком.  

Что нужно делать поставщику, чтобы получить лицензию, какие документы необходимо собрать и в какие инстанции обращаться за получением лицензии — рассказываем в это статье.

 

Требования для получения лицензии

Для каждого вида лицензированной деятельности есть свои конкретные требования к её получению. Однако есть и некоторые общие требования для предпринимателей, желающих вести лицензированную деятельность. 

  • Определенный размер уставного капитала для ООО и АО. Для каждого вида деятельности устанавливаются собственные размеры уставного капитала. Так, например, если предприниматель или компания желает заняться букмекерской деятельностью, то ее уставной капитал должен быть не менее 100 млн рублей, а стоимость чистых активов — не менее 1 млрд. 
  • Наличие у компании или ИП оборудования, необходимого для ведения лицензируемой деятельности. 
  • Соответствующая квалификация персонала, который будет непосредственно заниматься работами в лицензируемой сфере. Например, медицинское фармакологическое образование у сотрудников аптеки. 
  • Соответствующая организационно-правовая форма юридического лица. Например, банковскую лицензию не может получить ИП или ООО, такая лицензия выдается только акционерному обществу (АО).
  • Отсутствие задолженности по налогам и сборам. Так, например, если такие задолженности у компании есть, она не получит разрешение на производство и оборот алкоголя.

Кроме того, для каждого вида деятельности могут быть и дополнительные требования, которые касаются только этого вида деятельности. Все они описаны в соответствующих законах об этих видах деятельности. Так например, производство и реализация алкоголя регламентируется законом 171-ФЗ, производство лекарственных средств — законом 61-ФЗ, а банковская деятельность — законом № 395-1.

 

Документы для получения лицензии

Для того чтобы получить лицензию, необходимо собрать определенный пакет документов. Статья 13 закона о лицензировании №99-ФЗ как раз и определяет состав этого пакета. 

  • Заявление на получение лицензии за подписью руководителя компании, в котором указываются все реквизиты компании или ИП. 
  • Приложения к заявлению. Их количество и вид зависит от того, каким видом лицензированной деятельности планирует заниматься заявитель. 
  • Квитанцию об оплате госпошлины. Её размер также зависит от вида деятельности, и определяется Налоговым Кодексом РФ
  • Опись документов. Она составляется в свободной форме — вы просто перечисляете все документы пакета с указанием их названия, количества экземпляров листов.

 

иллюстрация

Проконсультируем на любом этапе участия в закупках

Получить консультацию8 800 70-70-223

 

Как и куда подавать документы для получения лицензии

Подавать документы на получение лицензии нужно в то ведомство, которое курирует этот вид деятельности. Например, для получения лицензии в сфере услуг связи, подавать документы нужно в Минсвязь, для медицинской или фармацевтической деятельности —  Минздрав, для деятельности, связанной с банковскими услугами или страхованием — в Центробанк РФ. 

Как подавать документы:

  • Личным визитом в лицензирующий орган, сдать пакет соответствующему специалисту.
  • Почтой. Отправьте документы заказным письмом с уведомлением о вручении. так вы точно будете знать, что ваши документы дошли до адресата.
  • Электронным способом. так тоже можно подать документы, если у вас есть КЭП — квалифицированная электронная подпись. 

Есть и более простой способ определиться с тем, в какое ведомство направлять документы, и подать их — обратиться в МФЦ. Его сотрудники сами направят ваши документы в соответствующее ведомство.

Заявление будет рассматриваться в течение трех рабочих дней.  Рассмотрение документов могут приостановить, если в них обнаружится ошибка или какого-то документа будет не хватать. Исправить ошибки и снова подать документы можно будет в течение 30 дней со дня возврата. Отсчет срока пойдёт заново после того, как вы устраните недочёты по документам.

Если с вашими документами всё в порядке, то в течение 45 рабочих дней после регистрации заявления вы получите уведомление о получении лицензии. Раньше лицензия выдавалась в бумажном виде, в виде документа с печатью и подписями, на бумаге с защитой. Сегодня лицензия выдается только в электронном виде, в виде записи в соответствующем реестре.

 

Что делать, если нужно изменить или продлить лицензию

Срок действия большинства лицензий неограничен. Но и здесь есть исключения. Так, например, лицензия на реализацию алкоголя выдается сроком на один год, а на деятельность, связанную с управлением многоквартирным жильём —  на пять лет. Кроме того, Правительство РФ автоматически продлило сроки действия лицензий по отдельным видам деятельности, срок которых истекает в 2025 году для резидентов Курской, Брянской и Белгородской областей. 

Если у предпринимателя или у компании происходят изменения в статусе, в составе учредителей , адресе и т.д., в большинстве случаев эти изменения вносятся в реестр лицензированных компаний автоматически. Вот в каких случаях компании не требуется заново собирать и подавать документы на лицензию:

  • реорганизация компании, слияние с другой компанией;
  • смена названия
  • изменение юридического и фактического адреса компании
  • изменение персональных данных (ФИО) руководителей или ИП, его места жительства и паспортных данных

В остальных случаях, особенно, когда лицензия не бессрочная (как в случае с реализацией алкоголя), лицензию придется переоформлять. Для этого заново собирается пакет документов, и подается (вместе с заявлением о переоформлении и квитанцией об уплате госпошлины за переоформление) точно так же, как и в первый раз — в лицензирующий орган или через МФЦ.

 

Почему могут отказать в выдаче лицензии или приостановить её

Хотя лицензия на большинство видов деятельности выдается бессрочно или продлевается автоматически, всё равно компанию могут лишить лицензии. Это происходит в двух случаях:

  • Компания или ИП закрывают бизнес и прекращают работу. 
  • Компания или ИП нарушает или не полностью соблюдает лицензионные требования. 

 Соблюдение лицензионных требований контролируется органом, выдавшим лицензию. Это осуществляется путем проведения плановых ( через 1 год и через 3 года) и внеплановых проверок. Если в результате проверки обнаруживаются какие-то нарушения, компания или ИП получает предписание их устранить в указанные сроки. . 

Если бизнес не исправляет нарушения, лицензирующее ведомство обращается в суд, который решает, приостановить действие лицензии до устранения нарушений, или аннулировать ее.

Лицензию могут отозвать у компании или ИП и в следующих случаях:

  • ИП или компания самостоятельно обратились в лицензирующий орган с просьбой прекратить лицензию;
  • ИП или юридическое лицо прекратили свою деятельность;
  • лицензия аннулирована по решению суда;
  • юридическое лицо предоставил заведомо недостоверные сведения при лицензировании;
  • истёк срок действия лицензии, а компания или ИП не подтвердили соответствие требованиям лицензирования;
  • работы или услуги, которые предоставляет компания или ИП, больше не требуют лицензирования;

Если компания или ИП решили прекратить лицензионную деятельность самостоятельно, то они должны подать заявление о прекращении действия лицензии в лицензирующий орган не позднее чем за 15 дней до даты прекращения деятельности. Решение о прекращении обычно принимают за 10 рабочих дней.

 

Ответственность за работу без лицензии

Работать в лицензируемой сфере без лицензии нельзя — это нарушение закона. За такие нарушения Кодексом об административных правонарушениях предусмотрены штрафные санкции (КоАПП РФ, ст. 14.1). 

В особо тяжелых случаях может наступить и уголовная ответственность, если деятельностью без лицензии будет причинен существенный вред государству или частным лицам — это определяется в судебном порядке. 

Кстати, работа без лицензии может принести штрафные санкции не только для самой компании, но и для её партнеров, контрагентов: они могут запросто получить внеплановые проверки со стороны контролирующих органов, а это не всегда приятные процедуры. 

 

Лицензия для участия в торгах по ФЗ-223

Как видите, получение лицензии на определенный вид деятельности — процедура не самая быстрая, требует времени и тщательной проверки многих операционных процессов компании. Поэтому для того чтобы участвовать в закупках, требующих лицензии, нужно готовиться заранее, учитывая все сроки:

  • подготовить и подать документы на получение лицензии, если у вас ее нет;
  • проверить соответствие вашего оборудования требованиям;
  • оценить квалификацию своего персонала, при необходимости провести обучение или нанять специалистов;
  • проверить, нет ли у вас налоговых задолженностей. 

Не забудьте обязательно внести в ЕИС данные о получении вами лицензий: для большинства закупок эти данные будут браться именно оттуда. 

Чтобы правильно и вовремя подготовиться к закупке, воспользуйтесь услугой подготовки документации к тендерам от специалистов нашего портала. Так вы точно ничего не пропустите и будете готовы к торгам во всеоружии. 

Торгуйте с нами, торгуйте с удовольствием!

 

иллюстрация

Проконсультируем на любом этапе участия в закупках

Получить консультацию8 800 70-70-223

Наши услуги

Тендерное сопровождение

На 100%

исключим формальные ошибки при подаче заявки и повысим шанс победы в закупке

Подробнее

Подготовка документации

На 100%

сократим число ошибок и снизим риск жалоб в ФАС благодаря юридической экспертизе

Подробнее

Банковская
гарантия

До 82%

одобрений. Отправим заявку сразу в несколько банков — больше шансов на успех!

Подробнее

Проверка
заявки

На 100%

исключим ошибки в вашей заявке, увеличим соответствие требованиям тендера

Подробнее

Электронный документооборот (ЭДО)

В 10 раз

ускорим документооборот и сократим до 90% бумажной волокиты

Подробнее

Выпуск и продление электронной подписи

В 5 раз

быстрее оформим подпись и настроим под ключ

Подробнее
Все услуги