В России госзакупки регулируют два закона. У них есть сходства и различия. В статье проведем сравнение, простыми словами опишем главные моменты и расскажем, чем отличаются закупки по 44-ФЗ от закупок по 223-ФЗ.
Вы узнаете:
- кто выступает заказчиками, а кто — поставщиками;
- у кого в тех или иных торгах есть преимущества;
- какие существуют способы закупок;
- есть ли отличия в правилах проведения закупок по 44 и 223 ФЗ.
44 ФЗ и 223 ФЗ: что это такое в двух словах
Это законы о закупках, регулирующие правила их проведения. По 44-ФЗ торги организуют компании, полностью принадлежащие государству, а по 223-ФЗ заказчиками могут быть и организации с 50%-ной долей государственного участия и организации являющиеся коммерческими, но попадающие под регулируемые виды деятельности.
Закон о закупках 44-ФЗ прописывает более жесткий регламент для торгов, и это одно из первых отличий.
Кто заказчики
По закону 44-ФЗ заказчиками выступают:
- федеральные и муниципальные бюджетные учреждения;
- казенные учреждения
- органы власти.
По 223-ФЗ торги организует более широкий круг заказчиков, исключающий тех, кто закупается по 44-ФЗ:
- госкомпании, в которых доля участия государства составляет от 50%;
- компании-монополисты (в качестве примера — РЖД);
- бюджетные организации, оплачивающие товары или услуги поставщиков собственными средствами, а также за счет грантов.
Отметим также, что все, кто работает по 223-ФЗ, могут проводить торги и по 44-ФЗ. Но в обратную сторону это правило не действует.
Кто поставщики
По двум законам в государственных торгах могут принимать участие:
- юридические лица;
- индивидуальные предприниматели;
- самозанятые;
- физические лица, не имеющие статуса ИП или плательщиков НПД.
При этом и по 44-ФЗ, и по 223-ФЗ можно встретить закупки, в которых есть ограничения по статусу поставщиков. Например, специальные торги для малых предприятий.
Способы закупок
Здесь нельзя сказать, что есть заметная разница между 44-ФЗ и 223-ФЗ: законы предусматривают аналогичные способы закупок. Это могут быть открытые и закрытые торги:
- к открытым относятся электронные конкурс, аукцион и запрос котировок и др.;
- к закрытым — закрытые конкурс и аукцион, которые в том числе могут быть в электронной форме.
В установленных законами случаях, заказчик может закупаться у единственного поставщика (когда выбор поставщика не производится, так как он уже определен).
Однако есть нюанс: по 44-ФЗ способ закупки часто определен, тогда как по 223-ФЗ заказчики самостоятельно решают, какую процедуру использовать, и фиксируют это в положении о закупке. Например, в торгах по 44-ФЗ Распоряжение Правительства № 471-р устанавливает перечень товаров, работ и услуг, закупать которые можно только в форме электронного аукциона. За проведение торгов иным способом, например, в форме конкурса, заказчик понесет административную ответственность по ст. 7.29 КоАП РФ.
Особенности определения правил закупок
Если по закону 44-ФЗ правила закупок строго регламентированы для всех, и нарушать требования законодательства нельзя, то 223-ФЗ закрепляет лишь общие правила и некоторые нюансы (к примеру, в торгах для малых и средних предприятий). Заказчик по 223-ФЗ может самостоятельно устанавливать требования к участникам, способ выбора поставщика и иные правила, но все это должно отражаться в положении о закупке.
Торговые площадки
Торги по 44-ФЗ размещают только на федеральных площадках. Их 8, полный список доступен на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок.
По 223-ФЗ, помимо перечисленных федеральных ЭТП, используются коммерческие электронные площадки. Однако, что касается закупок у субъектом малого и среднего предпринимательства, то для них подходят только федеральные ЭТП в случае применения именно конкурентных процедур (конкурс, аукцион, запрос котировок и запрос предложений).
Обеспечение заявки
В первую очередь отметим сходство: обеспечение заявки может быть либо в виде независимой гарантии, либо предоставлено в денежной форме путем перевода на спецсчет.
Не устанавливать обеспечение можно, когда цена тендера не превышает:
- по 44-ФЗ — 1 млн рублей;
- по 223-ФЗ — 5 млн рублей.
В иных случаях по 44-ФЗ обеспечение заявки устанавливается в размерах, согласно ст. 44:
- 0,5-1% от НМЦК, если она не достигает 20 млн рублей;
- 0,5-5% от НМЦК для контрактов с начальной ценой от 20 млн рублей;
- исключения предусмотрены для уголовно-исполнительных органов и организаций инвалидов — они платят строго 0,5% от НМЦК, а госучреждения вовсе освобождены от обеспечения заявок.
Заказчики по 223-ФЗ не обязаны устанавливать обеспечение заявки, но вправе это сделать. На практике очень мало торгов, в которых обеспечение не требуется. По этому закону оно не может превышать 5% от цены договора, если она более 5 млн рублей, и 2% — в закупках для малого и среднего бизнеса.
Обеспечение контракта (договора)
По 44-ФЗ обеспечение контракта устанавливается в размере от 0,5 до 30% от НМЦК, а если говорить о закупках для СМП, то там процент берут от конечной цены контракта. Допустим, если НМЦК в закупке в форме аукциона для малого бизнеса составляет 250 000 рублей, а поставщик снизил цену до 200 000 рублей, то установленный заказчиком процент обеспечения возьмут с последней цены.
В закупках по 223-ФЗ заказчики запрашивают обеспечение по желанию. Если такое требование присутствует, то размер и правила внесения обеспечительной суммы фиксируют в положении о закупке. При этом в специальных торгах только для малого и среднего бизнеса, размер обеспечения не может превышать 5% от начальной цены или сумму аванса, если таковой предусмотрен договором.
По двум законам, как и в случае с обеспечением заявки, контракт обеспечивается деньгами или с помощью независимой гарантии.
Сколько стоит участие в торгах
Участники производят оплату электронной торговой площадке:
- По 44-ФЗ — только при победе в размере 1%, но не больше 7 500 рублей в торгах для всех (для СМП — 5 000) и не более 2 000 — в закупках для СМП.
- По 223-ФЗ для всех ЭТП установлена плата в закупках у малого и среднего бизнеса — 1% от цены договора, но не больше 2 000 рублей. В обычных закупках ЭТП может запросить оплату в случае победы или за предоставление абонентского обслуживания участникам.
Честные тарифы для поставщиков на ЭТП «Торги223»: оплата за победу. Регистрируйтесь за 3 минуты и убедитесь, что торги — это просто!
Где обжалуют действия заказчика
Оба закона предусматривают направление жалоб через ЕИС. Как правило, поставщик может сделать это через раздел «Жалобы» в личном кабинете, но в некоторых случаях, например, в закрытых аукционах и конкурсах можно создать только письменное обращение.
Все жалобы поступают в Федеральную антимонопольную службу (ФАС), а вот обращения рассматривают в разные сроки: по 44-ФЗ в течение пяти рабочих дней, по 223-ФЗ — семи рабочих дней соответственно.
Как отчитываются заказчики
Всю отчетность по закупкам заказчики обязаны размещать на портале ЕИС.
По 44-ФЗ это годовые отчеты о проведенных закупках продукции отечественного производства и торгах для СМП и СОНКО.
По 223-ФЗ отчитываются чуть больше:
- о том, сколько заключили договоров и на какие суммы;
- о закупках у малых и средних предприятий (их доля должна быть не менее 25%);
- о закупках инновационной и высокотехнологичной продукции у МСП.
Заключение
Мы рассмотрели основные моменты в торгах по двум закупочным законам — 44-ФЗ и 223-ФЗ. Это поможет начинающим предпринимателям получить общее понимание о государственных торгах. Однако, прежде чем вступать в рынок госзакупок, рекомендуем более тщательно ознакомиться с действующим законодательством.
Много полезной информации о закупках по 223-ФЗ представлено на сайте российской электронной торговой площадки «Торги223». Здесь вы найдете бесплатные курсы по актуальным темам и базу знаний с ответами на распространенные вопросы. Кроме того, ЭТП оказывает широкий спектр услуг для заказчиков и поставщиков. Сделайте первый шаг к торгам — пройдите регистрацию на ЭТП «Торги223».