Организатор госзакупки вправе установить по отношению к её участникам единые требования, перечисленные в ч. 1 ст. 31 44-ФЗ. Но как проверить, что податели заявок соответствуют заданным критериям? На сегодняшний день существует ряд открытых электронных баз и сервисов, которые может использовать комиссия заказчика для получения достоверных сведений об участниках закупки. Рассмотрим актуальные источники информации.
Что нужно проверить организатору закупки?
На основании ст. 31 ФЗ № 44 комиссия заказчика оценивает участников закупки по многим критериям:
- Поставщик ведёт деятельность в соответствии с требованиями законодательства (например, имеет лицензию или является членом СРО).
- Участник не находится в процессе ликвидации.
- Деятельность участника закупки не приостановлена за административные правонарушения.
- У поставщика нет недоимок по налогам и другим обязательным платежам в бюджет.
- У физлица или руководителей компании нет судимостей за преступления экономического характера, а юрлицо не привлекалось за последние 2 года к административной ответственности по ст. 19.28 КоАП.
- Податель заявки обладает исключительными правами на интеллектуальную собственность, которая будет передана заказчику.
- Поставщик не является офшорной компанией или иностранным агентом.
- Отсутствуют иные ограничения для участия в госзакупках.
- Участник не включён в реестр недобросовестных поставщиков (РНП).
- Поставщик отвечает дополнительным требованиям, установленным Правительством РФ для отдельных видов закупок.
- Податель заявки подтвердил универсальную предквалификацию, если начальная сумма контракта равна или превышает 20 млн руб.
Кроме того, текущая ситуация диктует дополнительные обстоятельства, которые проверяет заказчик при рассмотрении заявок от участников госзакупки. Так, поставщик не должен входить в утверждённый перечень компаний, с которыми запрещено заключать сделки в связи с введением Россией контрсанкций (Указ Президента № 252 от 03.05.2022, Постановление Правительства РФ № 851 от 11.05.2022).
А в Указе Президента № 73 от 27.01.2024 прописаны особенности предоставления информации участником закупки, который относится к экономически значимым хозяйственным обществам. Такой поставщик не обязан раскрывать сведения, которые предоставляются согласно требованиям ФЗ № 44. Однако он должен уведомить об этом организатора закупки, а тот вправе направить отдельный запрос на раскрытие информации, гарантировав её конфиденциальность.
А теперь перейдём непосредственно к ресурсам, которые помогут заказчику проверить предоставленную участниками информацию.
Сервисы ФНС
В налоговой службе аккумулируется масса сведений о деятельности хозяйствующих субъектов. Часть публикуется в открытом доступе, к другим данным доступ имеет лишь ограниченный круг лиц.
К первой группе относится прежде всего онлайн-реестр ЕГРЮЛ/ЕГРИП, из которого каждый желающий может получить выписку о любом индивидуальном предпринимателе или юридическом лице. Состав документа позволяет сделать общие выводы о статусе и текущем состоянии участника закупки.
Кроме того, ФНС внедрила сервис, который предоставляет больше сведений. Но самостоятельно заказчик им воспользоваться не сможет, получить информацию вправе только сам участник госзакупки. Речь идёт о «Сервисе оценки юридических лиц», который доступен из личного кабинета налогоплательщика.
Выписка оттуда демонстрирует результаты комплексной оценки субъекта налоговым органом, которая проводится в 2 этапа по методике, утверждённой приказом ФНС № ЕД-7-31/181@ от 24.03.2023. На первой стадии исследуется легитимность деятельности поставщика, в том числе:
- факты ликвидации и банкротства;
- наличие записей о недостоверности данных в ЕГРЮЛ;
- сведения о включении поставщика в РНП;
- факты привлечения к ответственности по ст. 19.28 КоАП;
- отсутствие несоответствий и противоречий в недавно поданных налоговых декларациях по НДС;
- факты причисления руководителя или учредителя к лицам, указанным в подпункте «ф» пункта 1 статьи 23 129-ФЗ ;
- наличие задолженностей по налогам и сборам;
- факты причастности поставщика к экстремистской деятельности или терроризму.
Если по всем этим показателям субъект соответствует требованиям, ФНС проводит второй этап — проверку экономической деятельности: ликвидности, платёжеспособности, налоговой нагрузки, численности и зарплат сотрудников, других метрик.
Таким образом, отчёт из сервиса налоговой службы позволяет поставщику подтвердить свою надёжность перед заказчиками, а тем — изучить его на предмет самостоятельности, материальной обеспеченности и рентабельности. Подлинность выписки легко проверить с помощью уникального номера, указанного в документе, который нужно ввести на странице сайта ФНС. Правда, ФЗ № 44 не обязывает организатора закупки запрашивать у участников такой отчёт. А вот для заказчиков, действующих в рамках ФЗ № 223, возможность запроса у поставщиков выписки из «Сервиса оценки юридических лиц» официально закреплена.
В письме № 3Г-2-31/1941@ от 13.02.2024 ФНС подтвердила, что организатор тендера вправе включить в положение о закупке требование о подтверждении соответствия участников критериям, установленным налоговым органом. А в совместном письме Минстроя и ФНС (№ 3874-ИФ/00 и № ЕД-17-31/216) от 26.01.2024 отдельно рекомендуется использовать названный ресурс перед заключением контрактов на разработку проектов, проведение инженерных изысканий, а также строительство, реконструкцию или капремонт объектов капитального строительства.
Оценка наличия у участника разрешений на ведение деятельности
Если у исполнителя должна быть лицензия, проверить это можно по выписке из ЕГРЮЛ/ЕГРИП с сайта ФНС. В этом документе можно найти номер разрешения и срок его действия. Желательно провести проверку не только на этапе оценки заявок, но и перед заключением контракта с победителем.
Если же выполнение работ предполагает, что исполнитель должен состоять в СРО строителей, проектировщиков или изыскателей, проверка проводится иным образом. Ранее заказчик мог требовать, чтобы участник закупки приложил к заявке подтверждающий документ. Однако в письме № МШ/54828/23 от 11.07.2023 ФАС подчеркнула, что комиссия должна самостоятельно исследовать этот факт. Сделать это можно с помощью онлайн-реестра сведений о членах СРО, который ведут:
- НОСТРОЙ — в отношении строительных компаний;
- НОПРИЗ — в отношении проектных и изыскательских организаций.
В результатах поиска отображается не только факт членства в СРО, но и другие сведения: страхование ответственности, проверки, обязательства по заключённым договорам, размер взносов в компенсационные фонды, уровень ответственности.
Последние два параметра особенно важны, поскольку по ФЗ № 44 подрядчик обязан уплатить взнос в компенсационный фонд возмещения вреда, соответствующий сумме договоров, которые он намерен заключать по итогам участия в госзакупках. Если уровень ответственности победителя окажется недостаточным для заключения контракта, он обязан внести дополнительные средства в фонд своей ассоциации.
Поскольку проверка членства в СРО и уровня ответственности участников закупки проводится в электронном виде, рекомендуется делать скриншоты и сохранять их.
Проверка статуса офшорной компании и иностранного агента
Порядок проведения такого исследования разъясняется в письме Минфина № 24-06-07/5751 от 25.01.2024. Ведомство рекомендует комиссиям заказчиков использовать для проверки следующие источники информации:
- декларацию участника закупки;
- выписку из ЕГРЮЛ/ЕГРИП с сайта ФНС;
- реестр иностранных агентов с сайта Минюста.
Если сведения отсутствуют в предоставленных подателем заявки документах, организатор закупки должен предпринять разумные и законные меры для их проверки, в том числе путём обращения к названным общедоступным ресурсам.
Важно провести такую проверку не только на этапе рассмотрения заявок. Если впоследствии победитель окажется в числе иностранных агентов или офшорных компаний, заказчик должен в одностороннем порядке отказаться от исполнения контракта.
Сервис для комплексной проверки поставщиков
Время и трудозатраты на поиск информации об участнике закупки можно значительно сократить, если воспользоваться специально разработанным для этой цели инструментом — сервисом «Росанкета». Он компилирует сведения из многочисленных баз данных уполномоченных органов, на основании которых выдаёт актуальный срез о текущем статусе, надёжности и особенностях деятельности юридического лица или ИП.
С помощью сервиса можно узнать следующую информацию о потенциальном поставщике:
- общие сведения;
- учредители;
- аффилированные организации и связи;
- финансовые показатели (выручка, прибыль, бухгалтерская отчетность и пр.);
- численность;
- налоговый режим;
- история участия в закупках;
- выданные лицензии;
- участие в арбитражных спорах;
- долговые обязательства и статус их взыскания;
- проверки;
- включение в РНП;
- рейтинг надёжности с указанием позитивных и негативных факторов;
- другие данные (количество источников постоянно растёт).
Вся информация выгружается в единый отчёт, который даёт представление о перспективах заключения контракта с интересующим поставщиком.