
Антон Анисимов
Эксперт в области государственных и коммерческих закупок
Что такое электронный магазин по 223-ФЗ? Несмотря на то, что в законодательстве этот термин прямо не закреплён, на практике это один из способов неконкурентных закупок. Он подходит, в том числе для того, чтобы закупить товары или услуги у субъектов малого и среднего бизнеса. Работа через электронный магазин — это право, а не обязанность заказчика, однако у такой формы закупок много преимуществ.
Закупки через электронный магазин по 223-ФЗ были возможны всегда, но наиболее широкое распространение получили только в последние несколько лет. Это связано с ужесточением требований к проведению закупок у единственного поставщика. Контрольные органы всё чаще заставляют заказчиков ужесточать требования положений о закупках в части случаев применения прямых закупок. Соответственно, заказчикам необходимо найти способ закупки, который несёт в себе состязательность и при этом достаточно быстрый в проведении.
Электронный магазин по 223-ФЗ подходит заказчикам, которые:
Обратите внимание! Торги через электронный магазин подходят не только для тендеров, устраиваемых для субъектов малого и среднего предпринимательства, но и для закупок «на общих основаниях». Использование электронного магазина может регламентироваться заказчиком на своё усмотрение. Использование регламента, предусмотренного п. 20 (1) Постановления Правительства РФ № 1352, для подобного способа закупки является только рекомендательным и не носит обязательного характера.
Чаще всего схему закупки через электронный магазин применяют для ухода от прямых закупок либо для проведения так называемых закупок малого объёма. Это закупки до 100, 500 тыс. руб. В соответствии с законом 223-ФЗ заказчик вправе не размещать такие закупки в ЕИС.
Заказчик в положении не обязательно применяет термин именно «электронный магазин», подобные способы закупок могут быть обозначены вариативно:
Тут важно понимание, что название неконкурентного способа закупки не определяет схему его проведения. Важно само описание способа. Есть возможность назвать способ закупки как «запрос цен», но прописать для него схему проведения как для электронного магазина.
Обратите внимание! Неконкурентный способ закупки не может по названию совпадать с конкурентными способами, указанными в законе. Нельзя назвать неконкурентный способ, допустим, «специальный запрос котировок». Но вполне допускается название «веерная закупка», «открытая подача оферт».
Закупки через электронный магазин проходят следующим образом:
Важно! Это всего лишь одна из возможных схем применения электронного магазина. В данной схеме присутствует автоматизация в виде отбора предложений оператором ЭТП и их направления заказчику. Схема может предусматривать прямое направление заявок от поставщика к заказчику.
Одно из преимуществ закупок через электронный магазин — отсутствие обязанности размещать информацию о процедуре в ЕИС. Это значит, что не нужно тратить время на публикацию договоров, извещений, протоколов и прочих документов. Исключение — если в положении о закупках заказчика размещение данных в ЕИС обязательно. Работа через электронный магазин также позволяет сократить сроки реализации тендеров.
На практике такая форма торгов также помогает избежать претензий надзорных органов. Всё потому, что электронный магазин является процедурой хоть и неконкурентной, но состязательной. В том числе, именно поэтому заказчики предпочитают заменять закупку у единственного поставщика форматом электронного магазина.
При этом, если рассмотреть схему применения кратко, она включает в себя следующие этапы:
1. Заказчик размещает в электронном магазине извещение о проведении закупки не менее чем за 1 час до даты завершения процедуры.
В извещении должны быть указаны следующие сведения:
2. Подача заявок на участие в закупках через электронный магазин осуществляется участниками в любое время с момента размещения в его открытой части извещения о проведении процедуры до даты и времени завершения процедуры.
Заявка содержит:
При этом участнику доступна информация о ценовых предложениях, указанных в заявках конкурентов.
Участник вправе подать неограниченное количество заявок на участие в закупках через электронный магазин, при этом каждая последующая заявка заменяет предыдущую.
3. После окончания срока подачи заявок заказчик рассматривает их и определяет победителя.
Схема является простой и удобной в применении как для заказчика, так и для поставщика.
Поделиться