Запрос разъяснения по закупке: пошаговый алгоритм | ЭТП «Торги223»
Блог

Запрос разъяснения по закупке: пошаговый алгоритм

Иногда случается так, что заказчики — умышленно или по невнимательности — допускают неточности в извещении или техзадании по аукционам и конкурсам. Это может вызывать недоумение и растерянность у участников открытых закупок. 

Ввиду того, что прямые переговоры между заказчиком, членами комиссии и участниками тендера запрещены ст. 46 закона 44-ФЗ, возникает резонный вопрос: как быть? Как прояснить все сомнительные моменты? Как добиться внесения исправлений в извещение? Даем конкретные и полезные инструкции.

 

Самое важное

В описанной ситуации не торопитесь подавать официальную жалобу и вступать в разбирательства. Сначала имеет смысл направить заказчику запрос на разъяснение условий извещения – сделать это необходимо через ту электронную торговую площадку, на которой размещен тендер. Это поможет минимизировать риск недопонимания и обеспечить корректность положений аукционной документации. Формально, из 44-ФЗ, понятие ‘«документация» исключено, но она, по сути, все равно присутствует в виде документов, которые заказчик обязан прикреплять к извещению о проведении закупки.

В рамках данного материала мы разберем подачу запроса на разъяснение в аукционе, т.к. это самый распространенный способ закупки, применяемый в 44-ФЗ, но аналогичная схема применима и для конкурса. В запросе котировок у поставщика отсутствует законодательная возможность для подачи запроса на разъяснение.

Как показывает практика, заказчики оперативно вносят изменения в документы – сам факт запроса никого не обижает и не влияет на длительность процедуры аукциона. 

В каких случаях подается запрос?

Самые частые поводы, по которым подается запрос на разъяснение по аукциону, это:

Важно помнить, что запросы вправе направлять лишь зарегистрированные в ЕИС организации и исключительно в рамках текущих конкурсов и аукционов. 

Временные сроки 

Запрос на разъяснение условий извещения о закупке необходимо успеть подать минимум за три дня до истечения срока приема заявок — чтобы заказчик успел рассмотреть обращение, подготовить ответ, а также внести, если потребуется, коррективы в извещение (ч.5 ст. 42, 44-ФЗ).

Ответ на запрос по аукционной документации размещается в ЕИС: предварительно заказчик подписывает его усиленной квалифицированной электронной подписью. Источник запроса (конкретный поставщик) в ответе не указывается.

Важно помнить, что по одному аукциону каждый поставщик может направить не более трех запросов. Все дополнительные вопросы остаются без ответа. Однако по одному аукциону может быть подано несколько запросов, главное — успеть сделать это вовремя.

Нюансы составления

Запрос разрешается составлять в произвольной форме. Здесь все зависит от цели. Если необходимо просто добиться ответа на интересующий вопрос, необходимо просто четко изложить его. Если же целью запроса является побуждение заказчика внести корректировки в извещение, в такой запрос необходимо включить: 

  • Указание на спорный пункт извещения.
  • Свои аргументы и доказательства.
  • Просьбу откорректировать документы. 
  • Ссылку на статьи закона, которые будут нарушены, если изменения не внесут.

 

иллюстрация

Проконсультируем на любом этапе участия в закупках

Получить консультацию8 800 70-70-223

 

Когда ожидать ответ 

 

Торговые площадки оперативно передают запросы заказчику — в течение одного часа. Далее заказчик обязан максимум за два дня подготовить ответ и разместить его в ЕИС, чтобы информация стала доступной для всех потенциальных участников тендера. Если последний день подачи запроса – выходной, окончание срока сдвигается на первый рабочий день после этого (ст. 193 Гражданского кодекса РФ).

Если заказчик не публикует ответ в срок, он может быть оштрафован: на сотрудника накладывается штраф в размере 15 тысяч рублей, на юридическое лицо — 50 тысяч рублей. Участники аукциона имеют право подать жалобу в ФАС – но только до завершения срока подачи заявок. Рассмотрение сигнала происходит в течение пяти рабочих дней.

 

Если ответ не устраивает

 

Ответ заказчика должен быть однозначным и аргументированным, иначе есть опасность поставки некачественных товаров либо вовсе отмены закупки контролирующим органом. Поэтому если формулировки по-прежнему смущают, нужно подать другой запрос или (при истечении попыток подачи) отозвать заявку либо обратиться в ФАС с жалобой на допущенные нарушения: нежелание заказчика признавать свою неправоту или слишком формальный ответ могут быть расценены как намеренное ограничение конкуренции, что является противозаконным действием – как и игнорирование правил национального режима.

 

Подведем итоги

 

Запрос о даче разъяснений положений документации — это важный инструмент для участников открытых закупок, позволяющий избежать недоразумений и прояснить условия заказа. Если заявленные сроки подачи запроса соблюдены и проблемные пункты сформулированы грамотно, а ответа нет или он не устраивает, стоит жаловаться в ФАС. Добиться правды также можно в Арбитражном или даже Верховном суде. 

Наши услуги

Выпуск и продление электронной подписи

Универсальный инструмент для множества ваших задач

Подробнее

Документальное сопровождение

Качественно и быстро подготовим всю необходимую документацию

Подробнее

Банковская гарантия

Одна заявка уходит сразу в несколько банков, что повышает вероятность ее одобрения

Подробнее

Электронный документооборот (ЭДО)

Онлайн обмен документами с заказчиками и другими контрагентам онлайн без потерь

Подробнее

Тендерное сопровождение

Сопровождение на каждом этапе участия в закупке на любой площадке

Подробнее

Проверка заявки

Более половины заявок отклоняются из-за различных ошибок, повысьте свои шансы на победу, доверив проверку заявки нам

Подробнее
Все услуги