Постановление правительства РФ от 16.09.2016 №925 устанавливает ряд правил и ограничений, применяющихся при проведении закупок, в целях создания наиболее благоприятных условий для поставщиков товаров, работ и услуг (ТРУ), произведенных на территории Российской Федерации и государств-членов ЕАЭС. В связи с последующим выходом многочисленных изменений и дополнений к данному постановлению (от 10 июля 2019 г., 23 августа 2021 г., 17 февраля, 16 мая 2022 г.) у участников закупок возникает много вопросов по его применению.
Как учесть все тонкости и избежать нарушений законодательства о национальном режиме при проведении закупок по 223-ФЗ – рассказывает эксперт Учебного центра ЭТП «Торги223» Антон Анисимов.
Согласно действующему законодательству, существуют следующие типы закупочных процедур:
1) Аукционы и подобные им процедуры, в которых победитель определяется по результатам торгов путем снижения цены на шаг;
2) Конкурсы и подобные им процедуры, в которых победитель определяется путем оценки поданных предложений по одному или нескольким критериям;
3) Закупки у единственного поставщика.
Для всех закупочных процедур, осуществляемых по 223-ФЗ, кроме закупок у единственного поставщика, ППРФ №925 устанавливает условия предоставления приоритета поставщикам ТРУ российского и приравненного к нему происхождения, которыми необходимо руководствоваться заказчику при составлении документации о закупке и поставщику при подготовке заявки на участие.
Совет:
Несмотря на то, что в самом постановлении содержится перечень случаев, когда его применять не нужно, при публикации любой закупки всегда необходимо указывать ссылку на ППРФ №925.
ППРФ №925 предоставляет поставщикам российских ТРУ преимущество в 15%, а в отдельных случаях (при осуществлении закупок радиоэлектронной продукции, интеллектуальных систем управления электросетевым хозяйством и некоторых других видов ТРУ) – 30%.
Как определить страну происхождения товара, работы, услуги?
– Страна происхождения товара определяется по месту его производства – поставщик указывает его в заявке.
– Страна происхождения работ и услуг определяется местом регистрации самого поставщика. В соответствии с действующим законодательством, поставщики работ и услуг иностранного происхождения, имеющие зарегистрированные филиалы на территории РФ, приравниваются к российским, в ином же случае – не имеют права на участие в закупках.
Рассмотрим проведение закупки в форме аукциона. В результате пошаговых снижений цен участниками определился поставщик, предложивший минимальную цену. Он становится победителем торгов. Далее, перед заключением договора, заказчик рассматривает, какие товары предложил данный поставщик – российские или иностранные.
Как рассчитать процент товаров российского происхождения в предложении поставщика?
Данный показатель считается по цене. Если в заявке – несколько наименований ТРУ, то они могут быть разного происхождения. Для корректного расчёта при размещении закупки заказчик должен рассчитать цену по каждому наименованию отдельно. Поставщики снижают совокупную цену всей закупки, и заказчик сначала уменьшает в своей спецификации цену по каждому наименованию на тот же процент и только потом смотрит, какого в итоге товара в денежном выражении больше – иностранного или российского.
Если победителем торгов стал поставщик, у которого более 50% ТРУ – российского происхождения, с ним заключается договор по конечной предложенной им цене. Если торги выиграл поставщик, у которого более 50% ТРУ – иностранного происхождения, то из его конечной цены вычитается ещё 15% (для отдельных категорий –30%), и именно по такой сниженной цене с ним заключается договор.
Некоторые поставщики, оказавшись перед фактом заключения с ними договора по цене на 15-30% ниже предложенной, пытаются отказаться от договора, ссылаясь на то, что не знали о таком положении законодательства. Но они уже не имеют на это права и в случае отказа от заключения договора будут признаны уклонившимися со всеми вытекающими последствиями. Поэтому очень важно в извещении о документации указать ссылку на ППРФ №925, иначе потом на него нельзя будет ссылаться и нельзя применять.

Если проводится конкурс, запрос котировок или запрос предложений – применяется другая схема. На этапе сравнения заявок из цены, предложенной поставщиком с российскими товарами, временно вычитается 15-30% – таким образом ему предоставляется преимущество перед поставщиками иностранных товаров. Если российский поставщик выиграл, то договор с ним заключается по предложенной им цене (без вычета 15-30%).
- При проведении закупки в форме аукциона поставщик, в составе предложения которого продукция иностранного происхождения составляет более 50%, выиграл торги с ценой контракта 100 тыс. руб. С ним будет заключен контракт на сумму 85 тыс. руб.
- При проведении закупки в форме конкурса имеется поставщик с заявкой на сумму 100 тыс. руб. и долей товаров российского происхождения более 50%. Заказчик будет рассматривать его заявку как предложение стоимостью 85 тыс. руб. Но если этот поставщик выиграет, то договор с ним будет заключен на сумму 100 тыс. руб.
В каких случаях приоритет в соответствии с ППРФ №925 не предоставляется?
1) Если в закупке всего один участник;
2) Если в закупке несколько участников, но среди них нет ни одного с российскими ТРУ более 50%;
3) Если в закупке несколько участников, но среди них нет ни одного с иностранными ТРУ более 50%
Поставщик обязан указывать в заявке на участие страну происхождения по каждому наименованию поставляемых товаров. Если поставщик страну происхождения не указал, то товар автоматически считается иностранным. Отклонить такую заявку заказчик оснований не имеет, но если этот поставщик выиграл закупку и с ним заключен договор, то у заказчика возникает проблема: при размещении договора в реестре договоров ЕИС страну происхождения товара указать необходимо, и заказчик вынужден указывать произвольную страну. Но в этом случае может возникнуть несовпадение со страной происхождения, указанной в документах о приемке товара, и придется делать дополнительное соглашение о замене страны происхождения.
Чтобы избежать таких сложностей, заказчик может установить требование к описанию предмета закупки и потребовать обязательного указания страны происхождения в составе заявки. Тогда он сможет отклонить заявку, но без ссылки на ППРФ№925, а просто как неправильно оформленную.
При исполнении договора участнику, которому был предоставлен приоритет, замена поставляемого товара разрешается только при соблюдении следующих условий:
-
Российский товар можно заменить только на российский – при условии сохранения или улучшения его характеристик.
- Иностранный товар можно заменить на товар той же страны либо на российский товар – при условии сохранения или улучшения его характеристик.
Ещё один момент, который необходимо рассмотреть в рамках обсуждения применения национального режима в закупках, – это квотирование (ППРФ №2013 от 3 декабря 2020 г.).
Квотирование – это обязанность заказчика закупать в течение года определенный объем товаров российского происхождения. Перечень товаров, попадающих под квотирование, постоянно расширяется. Для каждого типа товаров из этого перечня определен процент от общей стоимости закупаемых товаров данного типа, который должны составлять товары российского происхождения.
Чтобы выполнить квоты, заказчик имеет право при формировании заявки указать желаемую страну происхождения товара (в соответствии с ч.6.1 ст.3 223-ФЗ).
Но нельзя ссылаться на ППРФ №2013, т.к. это постановление не определяет право заказчика отклонять заявки с несоответствующей страной происхождения.
В соответствии с ППРФ №2013 российскими считаются товары, включенные в Реестр промышленной продукции, Единый реестр радиоэлектронной продукции и Реестр промышленной продукции, произведенной на территории отдельных районов Донецкой и Луганской областей Украины. Но у поставщиков нет обязанности включать свои товары в эти реестры. Поэтому товар может быть по факту российским, но в реестре отсутствовать. Можно ли такие товары учитывать в квоте? Если в отчете указано, что страна происхождения товара – Россия, то ЕИС не будет проверять, включен ли данный товар в реестр, и он будет засчитан в квоту. Но необходимо помнить, что товар засчитывается в квоту только после прохождения оплаты и размещения документов об оплате в ЕИС.
Источник: vc.ru