Почему закупка у единственного поставщика не всегда безопасный выбор? Может ли электронный магазин сэкономить время и ресурсы без риска для бизнеса? Примеры и практические рекомендации – в материале.
Есть нюанс
На первый взгляд может показаться, что работа с единственным поставщиком – самый лёгкий и оперативный способ получить нужный товар или услугу. Заключается прямой договор, никаких лишних процедур. Но за внешней простотой часто скрываются риски, способные привлечь внимание проверяющих структур. Закупки у единственного поставщика в 223-ФЗ часто выбирают из-за скорости или необходимости приобрести товар конкретного бренда. Но когда такие закупки происходят у компаний системно, они мешают выстраивать устойчивые процессы, влияют на тарифы и в долгосрочной перспективе обходятся дороже.
Более безопасной и современной альтернативой выступает электронный магазин: он сохраняет удобство и скорость, но при этом обеспечивает прозрачность процесса и снижает вероятность нарушений. Для компаний это не просто формальное требование, а полноценный инструмент оптимизации затрат, экономии ресурсов и упрощения контроля над закупками.
Что говорит законодательство?
Согласно статье 3.6 Федерального закона № 223 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», именно внутреннее положение о закупках конкретного заказчика определяет порядок и перечень случаев, когда допускается заключение договора с единственным поставщиком. Иными словами, у организации может быть возможность закупать всё необходимое именно таким способом – напрямую, без конкурсов и других процедур выбора контрагента.
Но такая видимая простота несёт в себе ряд сложностей:
- несоответствие принципам закона: чрезмерное использование схемы закупок у единственного поставщика идёт вразрез с ключевыми задачами 223-ФЗ – развитием конкурентной среды, эффективным расходованием средств и привлечением большего числа участников к торгам. В таких случаях контролирующие органы вправе потребовать снизить долю подобных сделок;
- проблемы с ценообразованием: для организаций, работающих в сфере с регулируемыми тарифами, затраты на закупки у единственного поставщика могут не учитываться при определении тарифов, что повлечёт за собой их снижение.
Практика по 44-ФЗ может служить полезным ориентиром: там закупки у единственного поставщика жёстко лимитированы – не более 600 тысяч рублей и максимум 20% от совокупного объёма закупок. Оптимальным решением будет придерживаться схожих рамок или готовить детальное обоснование каждой такой сделки, опираясь на перечень допустимых случаев, приведённый в статье 93 44-ФЗ.
Вместо закупок у единственного поставщика бизнес-структуры всё чаще выбирают формат электронных магазинов, популярность которых в сфере госзакупок стабильно растёт. Этот тренд подтверждают представители Казначейства и Минфина, отмечая развитие инфраструктуры для проведения малых закупок и предлагая электронный магазин как единый, стандартизированный инструмент.
Так, на Годовом общем собрании Союза закупщиков 16 мая зам. руководителя Федерального казначейства Анна Катамадзе назвала развитие этой системы одной из приоритетных задач на ближайшие три года. Аналогичный акцент содержится и в законопроекте Минфина о регулировании малых закупок, представленном в марте.
Когда удобен электронный магазин?
Электронный магазин обеспечивает полную прозрачность всех операций, формируя проверяемый цифровой след, который упрощает внутренний контроль и проведение аудита. К системе можно подключить собственных поставщиков и получать сразу несколько предложений, при этом выбор не ограничивается только ценовым фактором. При желании заказчик может закупать продукцию конкретных брендов, оставаясь в рамках закона: часть 3.2 статьи 3 223-ФЗ допускает использование неконкурентных способов закупок, включая электронные магазины, если это закреплено во внутреннем Положении о закупках.
Автоматизация платформы снимает с заказчика значительную часть административной нагрузки: система сама собирает предложения, сравнивает цены, публикует сведения в ЕИС и формирует необходимые отчёты, включая отчётность по субъектам малого и среднего предпринимательства. А весь цикл от подачи заявок до подписания договора может занимать минимум времени – от нескольких часов до одного дня.
Для проведения закупок по 223-ФЗ в электронном магазине не обязательно ограничиваться федеральными электронными площадками, аккредитованными для работы по 44-ФЗ. У заказчиков сейчас много предложений, из которых можно выбирать – от Портала Поставщиков и специализированных платформ, таких как «Единый агрегатор торговли «Березка», ЭТП «Торги223» и другие, до собственных разработок. Такой гибкий подход позволяет подбирать оптимальный инструмент в зависимости от конкретных задач и потребностей.
Вот примеры из жизни. В июне в Москве в электронном магазине была размещена закупка летнего дизельного топлива на сумму 346 тысяч рублей. Поставщик откликнулся и был выбран в тот же день. Тогда же в Омске через электронный магазин было приобретено медицинское оборудование для городской больницы на сумму 1395 тысяч рублей. Поставщик также найден в день подачи заявки.
Внимание к формулировкам
При любом способе закупок, будь то работа с единственным поставщиком или через электронный магазин, законодательство обязывает заказчика обосновывать начальную (максимальную) цену договора (НМЦД). На практике это требование часто недооценивают. Одна из типичных ошибок – указывать в документах фразы вроде: «Цена обоснована суммой договора, заключённого с единственным поставщиком». Такой подход расценивается как нарушение и может стать поводом для претензий со стороны контролирующих органов.
Внутреннее Положение о закупках должно содержать подробный порядок расчёта НМЦД. Многие организации, работающие по 223-ФЗ, используют методику, закреплённую в приказе Минэкономразвития РФ №567, хотя обязательна она только для закупок по 44-ФЗ. Однако простая ссылка на приказ в Положении недостаточна: необходимо пошагово прописать, как именно рассчитывается цена для каждого вида закупки.
Для ускоренных форматов – электронных магазинов, закупок у единственного поставщика и других неконкурентных способов – можно применять упрощённый порядок обоснования. Например, ориентироваться на одно коммерческое предложение, сведения из официальных интернет-ресурсов и другие быстро доступные источники. Это позволяет выполнить требования закона, не тратя лишнего времени.
Автор: Андрей Маклаков, коммерческий директор «Торги223»
Источник: Аргументы и факты