ЭПР: Электронные торговые площадки рынка электроэнергии: пилот готовится к отправке | ЭТП «Торги223»
Пресс-центр

ЭПР: Электронные торговые площадки рынка электроэнергии: пилот готовится к отправке

Министерство энергетики РФ подготовило пилотный проект электронных торговых площадок (ЭТП) на рынках электроэнергии. Это важнейшая инициатива, которая должна повысить доступность торговли мощностями, дать стимул поставщикам сопутствующих услуг, снизить административные барьеры. Почему же проект, еще до его запуска, подвергается яростной критике?

Редакция «ЭПР» обратилась к авторам проекта и к профессионалам отрасли и попросили объяснить ситуацию, какие недостатки и достоинства работы через ЭТП они видят и как скорее исправить негативные моменты.

Ради развития конкуренции

Текст проекта постановления Правительства РФ, подготовленный Минэнерго, опубликован на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов.

Вот его основные положения:

  1. Целью проведения пилотного проекта является создание условий и апробация функционирования организованных торговых площадок на розничных рынках электрической энергии (мощности).
  2. Эту цель необходимо достичь для повышения удобства взаимодействия субъектов оптового рынка электрической энергии и мощности, а также розничных рынков электрической энергии (мощности), подбора и поиска контрагентов, реализации сопутствующих и дополнительных товаров и услуг.
  3. Полигоном обкатки взяты три республики: Алтай, Хакасия и Удмуртия.

«Республика Алтай, Хакасия и Удмуртия были выбраны для проведения эксперимента в соответствии с предложением Правительства Российской Федерации. Это решение представляется репрезентативным и достаточным для оценки эффективности пилотного проекта.

При этом число участников эксперимента по мере его проведения может быть скорректировано и увеличено», — прокомментировали «ЭПР» выбор регионов в пресс-службе Минэнерго.

Эксперимент продлится с 1 января 2026 года по 31 декабря 2027 года.

До 31 марта 2028 года Минэнерго РФ должно представить доклад в правительство о результатах пилотного проекта.

Барьеров будет еще больше

В Ассоциации «Сообщество потребителей энергии» уверены, что проект только осложнит ситуацию.

«Согласно предложению авторов проекта, электронные площадки создают и администрируют гарантирующие поставщики — каждый в пределах зоны своей деятельности, что ведет к появлению в регионах отдельных торговых систем с разными правилами. Для потребителей это означает рост издержек при работе в нескольких регионах, а для независимых сбытов — риск дополнительного ограничения доступа к рынку со стороны гарантирующих поставщиков, — пояснили «ЭПР» в Ассоциации. — В итоге вместо снижения барьеров они увеличиваются — розничные рынки фрагментируются и дополнительно усиливается монополия гарантирующих поставщиков.

Проект не содержит расчетов затрат и методики их отражения в тарифах. Однако все расходы гарантирующих поставщиков на создание и обслуживание ЭТП неизбежно будут переложены на потребителей, что приведет к повышению тарифной нагрузки на потребителей энергии.

Проект позволяет гарантирующему поставщику самостоятельно определять цену по двусторонним договорам без обязательного раскрытия расчетов, что исключает внешнюю проверку. В результате прозрачность ценообразования снижается, а риск злоупотреблений возрастает».

Ассоциация обращает внимание, что потребителям, работающим в нескольких регионах, придется регистрироваться на разных площадках, изучать и соблюдать различные правила. Сами гарантирующие поставщики получают полномочия устанавливать порядок доступа и контроля за его исполнением. Поскольку они являются прямыми конкурентами независимых сбытов, возникает риск злоупотреблений и вытеснения альтернативных поставщиков. Вместо унификации и прозрачности формируется новая монополизация розничных рынков.

МНЕНИЯ

Дмитрий СЫТИН, председатель Совета Торгово-промышленной палаты РФ по развитию системы закупок, первый заместитель Генерального директора АО «ЦРЭТ»:

«Постановление Минэнерго представляет интересную инициативу, направленную на повышение прозрачности и удобства купли-продажи электроэнергии посредством специализированных электронных торговых площадок.
Ключевым ограничением выступает норма, согласно которой оператором подобной площадки может быть только сам производитель энергии. Это приведет к появлению большого числа отдельных платформ, принадлежащих каждому отдельно взятому производителю, что создаст трудности для конечного потребителя, вынужденного обращаться сразу к нескольким площадкам.

Разумеется, такая ситуация существенно снижает эффективность системы. Поэтому целесообразнее организовать торговлю энергией на общедоступных площадках, оставив роль производителей в качестве продавцов. Подобный подход позволил бы избежать дублирования инфраструктуры и обеспечить покупателя возможностью удобно сравнивать предложения разных поставщиков, выбирая оптимальное предложение по соотношению «цена-качество».

Более того, использование общерыночных площадок дало бы возможность проводить эффективные аукционы между производителями, обеспечивая справедливое ценообразование на электроэнергию.

Если потребитель привязан к определенному поставщику и альтернативы отсутствуют, то введение дополнительной цифровой площадки теряет всякий смысл. Такая система эффективно работает только в ситуации наличия реальной конкуренции между несколькими производителями энергии. Однако даже в условиях монополии отдельного поставщика наличие цифровой платформы помогло бы повысить прозрачность распределения ограниченных ресурсов путем организации аукциона среди заинтересованных покупателей.

Данная инициатива весьма перспективна. Разработка открытой и прозрачной платформы обеспечит эффективное взаимодействие производителей и потребителей, повысит качество обслуживания и снизит издержки для обеих сторон».

Алексей Равинский, генеральный директор «Запуск Групп»:

«Появление ЭТП на розничных рынках электроэнергии можно рассматривать как шаг к «оцифровке» сегмента, который долгие годы оставался закрытым с высокой степенью регулирования.

Концепция маркетплейса в энергетике выглядит актуально: потребитель получает большую прозрачность, доступ к дополнительным сервисам и возможность сравнивать предложения. Для регионов-участников пилотного проекта это шанс протестировать новые механизмы управления спросом и энергосбережения.

Однако существуют и риски. Электроэнергия — не бытовая техника: ее оборот жестко связан с тарифным регулированием, балансировкой мощностей и обязанностями гарантирующих поставщиков. При отсутствии четких правил и надежной защиты потребителей ЭТП могут привести к появлению спекуляций, непрозрачных комиссий и конфликтов с действующими нормами рынка.

Не случайно часть отраслевых ассоциаций выражают скепсис: бизнесу важно понимать, какие реальные изменения ждут конечного потребителя, а не ограничиваться тестированием цифровой «витрины».

Главный плюс проекта — стимул к развитию конкуренции и сервисов на розничном рынке.

Главный минус — риск формализации инициативы и возникновения дополнительных барьеров без ощутимой практической пользы».

Александр КИЯНИЦА, генеральный директор ООО «Вольтс Групп»:

«Инициатива Мин-энерго по созданию электронных торговых площадок на розничных рынках электроэнергии выглядит логичным шагом в развитии конкурентной среды и цифровизации отрасли. Сегодня многие сегменты экономики уже успешно перешли на маркетплейс-модели. И энергетика, где долго сохранялась высокая степень регулирования, постепенно движется в сторону открытости и гибкости.

Электронные площадки могут повысить прозрачность ценообразования, дать потребителям больше возможностей для выбора поставщика и сопутствующих услуг, а также стимулировать развитие сервисов в области энергоэффективности, энергосбережения и «умного» управления потреблением.

Вместе с тем важно учитывать специфику отрасли. В отличие от привычных маркетплейсов в ритейле, электроэнергия — стратегический товар, зависящий от инфраструктуры и качества поставок. Для малого и среднего бизнеса, а также для населения внедрение ЭТП без выстроенной системы защиты интересов может привести к рискам: избыточная волатильность цен, перегрузка клиентов информацией, необходимость дополнительных компетенций для выбора поставщика. Если такие механизмы не будут сопровождаться грамотной регуляторикой, возможен эффект, обратный ожидаемому, — снижение доверия к рынку и рост транзакционных издержек.

Сильной стороной проекта может стать именно расширение спектра сопутствующих услуг. Если электронные площадки станут каналом, через который потребитель сможет не только купить электроэнергию, но и подобрать оборудование для энергосбережения, накопители энергии, солнечные панели или сервис по управлению нагрузкой, это позволит ускорить внедрение новых технологий в жилищном секторе и на предприятиях.

По сути, мы можем получить экосистему, где электричество становится частью комплексного предложения «энергия + сервис + эффективность». Для российских производителей оборудования и сервисных компаний это открывает перспективы выхода на новых клиентов без сложных посреднических цепочек.

В то же время ключевыми факторами успеха проекта будут ясные правила игры и удобство интерфейсов. ЭТП должны быть понятны конечному потребителю и обеспечивать равный доступ к рынку для всех игроков. В противном случае такие площадки останутся формальным инструментом. В целом мы оцениваем пилот положительно: он отвечает мировым тенденциям цифровизации энергетики и может стать драйвером развития новых услуг».