VC.RU: В ПОМОЩЬ ЗАКАЗЧИКАМ ПО 223-ФЗ. ОЦЕНКА ЗАЯВОК ОТ ПОСТАВЩИКОВ – КРИТЕРИИ, СРОКИ И НЮАНСЫ | ЭТП «Торги223»
Пресс-центр

VC.RU: В ПОМОЩЬ ЗАКАЗЧИКАМ ПО 223-ФЗ. ОЦЕНКА ЗАЯВОК ОТ ПОСТАВЩИКОВ – КРИТЕРИИ, СРОКИ И НЮАНСЫ

Одним из важнейших этапов закупочных процедур является этап рассмотрения, оценки и сопоставления заявок, поданных поставщиками, результатом чего становится определение победителя закупки и заключение с ним договора.

По каким критериям осуществляется оценка заявок, как реагировать на жалобы и избегать ошибок – разбираемся вместе с руководителем Учебного центра ЭТП «Торги233» Антоном Анисимовым.

Существует минимальный перечень документов (декларации, Устав, выписки и т.д.), при соответствии/несоответствии которых заявка допускается/отклоняется. Далее допущенные предложения оцениваются по одному или нескольким критериям.

При использовании процедуры аукциона либо запроса котировок такой критерий только один – цена. Некоторые используют дополнительные критерии, например опыт работы – для того, чтобы отсекать некоторые предложения ещё до перехода к сравнению цен. Так делать нельзя. В отсекающие требования могут быть включены только те, которые установлены государством (лицензии, СРО и т. д). Опыт работы, наличие персонала, сертификатов – эти требования не могут быть отсекающими.

При запросе предложений и конкурсе можно применять несколько критериев для оценки предложений.

Какой вид закупки выбрать?
 
Если нужно просто провести быструю закупку, то выбираем аукцион или запрос котировок. Если необходимо более подробно оценить поставщиков – выбираем запрос предложений или конкурс.
 

Рассмотрим этапы закупки на примере конкурса:

1 этап – Публикация закупки

2 этап – Поставщик подает заявку с обеспечением и ценой

3 этап – Рассмотрение заявок на предмет наличия обязательных документов (Устав, лицензии, СРО и т.д.). Заявки с недостающими либо несоответствующими документами отклоняются. Остальные заявки допускаются к следующему этапу.

4 этап – Все заявки, не отклоненные на предыдущем этапе, оцениваются и сопоставляются по определенным критериям. По каждому критерию заявкам присваивается тот или иной балл. Баллы начисляются в соответствии с подтверждающими документами, предоставленными поставщиком. Если поставщик по какому-либо критерию не предоставил подтверждающих документов – его заявка получает по этому критерию 0 баллов, но отклонить ее на данном этапе уже нельзя. Заявка, набравшая наибольшую сумму баллов по всем критериям, признается победителем.

5 этап – заключение договора с победителем.

Определяем критерии оценки заявок

Критерии можно использовать любые, но только те, которые упоминаются в Положении о закупке. Если заказчик применяет критерии, которых нет в его Положении о закупке, – поставщики могут это обжаловать.

Примеры наиболее часто используемых критериев:

  • Ценовые (цена договора, цена за единицу ТРУ, расходы на эксплуатацию и ремонт);
  • Квалификационные (опыт работы, квалификация сотрудников, репутация, обеспеченность материально-техническими ресурсами и т.д.);
  • Характеристики ТРУ (технические, функциональные, качественные, потребительские свойства и др.);
  • Условия договора (срок исполнения, гарантийный срок, условия оплаты и др.);
  • Иные.

 

Замечание: Не рекомендуется использовать критерии, связанные с репутацией поставщика (наличие благодарственных писем, кубков, грамот; нахождение в топ-100 на каком-либо сайте или в реестре и т.д.). Хотя законодательство напрямую и не запрещает применение таких критериев, но на практике их обоснование весьма сложно и часто вызывает споры и жалобы в ФАС.

 

При использовании критериев, связанных с характеристиками товара, нельзя выбирать такие характеристики, которые присутствуют только у одного товарного знака – это будет считаться нарушением антимонопольного законодательства.

При использовании критериев, касающихся условий исполнения договора, не рекомендую применять такой, как, например, готовность поставщика предоставить отсрочку оплаты. ФАС это не пропустит, т.к. сроки оплаты прописаны в законе. При необходимости можно увеличить сроки приемки товара – закон их не регулирует.

 

Важно: Если вы применяете критерии, касающиеся условий исполнения договора, то после заключения договора вы уже не сможете их изменить. Например: поставщик получил дополнительные баллы за готовность поставить товар быстрее, чем за оговоренные 10 дней, и выиграл закупку. После заключения с ним договора уже нельзя будет дополнительным соглашением вернуть обратно срок поставки в 10 дней, поскольку данный поставщик выиграл торги именно за счет предложения ускоренной доставки.

Исключение составляет только цена: на практике при исполнении договора допускается повышение цены в пределах 10-20% без изменения объемов, хотя так делать тоже не рекомендуется.

 

При использовании критериев, связанных с опытом и квалификацией сотрудников, важно получить подтверждение того, что эти сотрудники действительно работают у поставщика. Поэтому помимо документов о квалификации сотрудников (дипломы, допуски и т.д.) необходимо требовать подтверждение трудоустройства (копии трудовых книжек, трудовых договоров и т.д.).

 

Рассмотрим ещё один момент определения требований к поставщикам на примере. Проводится закупка на проектирование на 1,5 млрд руб. Заказчик установил в качестве критерия наличие у поставщика уже исполненных договоров:

– не менее 10 договоров – 10 баллов;

– 10-20 договоров – 20 баллов;

– 20-30 договоров – 30 баллов.

Но при этом заказчик не установил минимальную цену таких договоров. В результате поставщик имеет возможность получить максимальный балл по данному критерию, показав 60 договоров по 100 руб. каждый. Чтобы избежать подобной ситуации и не получить претензии от ФАС, необходимо указать, что минимальная сумма договоров, учитываемых при сравнении заявок, должна быть не менее, например, 40% от НМЦ. С другой стороны, если установить требование к договорам в 70-80%, то ФАС также будет иметь претензии: такой опыт имеют только единичные поставщики, и данное требование будет расценено как ограничение конкуренции. На практике при большой НМЦ оптимальным считается условие в 30-50%; при средней НМЦ – допускается до 70%. Как вариант – можно определить условие наличия у поставщика хотя бы одного договора в рамках заданных процентов.

При определении критериев оценки заявок важно руководствоваться принципом общей целесообразности каждого критерия. Рассмотрим пример:

Поставщик определил два критерия – цену договора (с весом 98%) и размер выручки участника закупки (с весом 2%). Здесь сразу же возникает вопрос о целесообразности применения второго критерия: показатели с таким маленьким весом практически не влияют на суммарный результат, а кроме того вообще непонятно, каким образом размер выручки участника может повлиять на его способность исполнить договор. Применение таких критериев смысла не имеет, а вызвать претензии ФАС – может.

В стандартных ситуациях обычно устанавливается критерий цены с весом 60%, а остальные – 40%. Можно устанавливать и другие соотношения, главное – соблюдать принцип логичности и целесообразности.

 

Важно: Некоторые заказчики выставляют требование минимально необходимой суммы баллов для победы в конкурсе. Но если ни один из поставщиков этой суммы не наберет, заказчику будет крайне сложно понять, что делать дальше. Отклонить эти заявки заказчик уже не может – они соответствуют требованиям к документам. Отменить данную закупку и открыть вторую такую же – тоже не может: конкурентная процедура может быть отменена только в срок подачи заявки (за исключением экстренных ситуаций), при нарушении этого срока поставщики могут подать жалобу в ФАС. Ссылаться на форс-мажор теоретически можно, но на практике его крайне сложно доказать. Отмена закупки на основании изменения потребности заказчика в закупаемых услугах тоже допускается только в срок подачи заявок или при возникновении непредвиденных обстоятельств.

Таким образом, применение требования о минимально необходимой сумме балов вряд ли можно считать целесообразным.

 

Итак, вы определили критерии оценки и разместили заявку

Если в течение срока подачи заявки вы получили запрос на разъяснение или жалобу – вы отвечаете на запрос и при необходимости вносите в заявку исправления.

В соответствии с практикой ФАС, по окончании срока подачи заявки жалобы к ней уже не принимаются. 223-ФЗ этого не запрещает, но в данном случае ФАС применяет практику, сложившуюся в рамках 44-ФЗ, и далее возможны только жалобы непосредственно на работу комиссии по оценке в соответствии с критериями.

Бывают случаи, когда поставщик подает заявку и одновременно высылает протокол разногласий с условиями договора, сообщая, что если он выиграет закупку, то подпишет договор только при условии устранения разногласий. Такие заявки можно сразу отклонять как противоречащие требованиям документации.

Правила осуществления конкурентной закупки (ст. 2.3 223-фз)
 

Договор заключается не ранее чем через 10 дней с даты размещения в ЕИС итогового протокола. Эти 10 дней отводятся для рассмотрения возможных жалоб от проигравших участников. Однако даже если вы подпишете договор в первый же день – у ФАС нет полномочий его расторгнуть. ФАС может вынести предписание о расторжении такого договора и наложить штраф, но расторжение договора в данном случае возможно только через суд.

Аукцион и запрос котировок

При проведении закупки методом аукциона или запроса котировок процедура оценки заявок аналогична, но используется только один критерий – цена. При этом иногда применяется предварительный квалификационный отбор: определяются его критерии (опыт, объем исполненных договоров, квалификация персонала и т.д.), у поставщиков запрашивается соответствующая документация, и из числа поставщиков, удовлетворяющих установленным критериям, формируется Перечень поставщиков. В дальнейшем к участию в закупке методом аукциона или запроса котировок приглашаются только поставщики, вошедшие в этот перечень. Заявки от иных поставщиков – отклоняются.

vc.ru